Ошибки при защите объектов от БПЛА

Самые распространенные заблуждения и ошибки, которые допускаются при защите объектов от угроз, связанных с противоправным применением дронов.

1. «Скоро закончится СВО и нам не надо будет защищаться от БПЛА потому, что данная угроза исчезнет»

1. Что говорит об этом законодательство РФ: в соответствии с требованиями законодательства РФ установлены категории объектов, которые в обязательном порядке должны оснащаться техническими средствами защиты от БПЛА: в Постановлении Правительства РФ от 1 марта 2024 №258 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) промышленности, находящихся в ведении или относящихся к сфере деятельности Министерства промышленности и торговли Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)» установлены категории объектов промышленности которые, в обязательном порядке, должны быть оснащены средствами обнаружения (визуальными и акустическими), пассивной защиты (сетчатые ограждения, экраны, навесы, габионы), радиоэлектронной борьбы (средствами подавления или преобразования электромагнитных излучений и сигналов дистанционного управления) с воздушными, подводными и надводными судами и аппаратами, беспилотными транспортными средствами и иными автоматизированными беспилотными комплексами (статья 56, пункт к).

2. Федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ проводится работа по совершенствованию законодательства в области антитеррористической защищенности указанных объектов. Действующим законодательством РФ введена административная и уголовная ответственность организаций и должностных лиц за несоблюдение требований антитеррористической защищенности КВО. Так, например Федеральным законом от 31.07.2023 № 398-ФЗ с 1 июля 2024 года вводится уголовная ответственность должностных лиц за нарушение требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), предусмотренная статьей 217.3 Уголовного кодекса РФ.

В этих документах ни слова не сказано про удаленность от линии соприкосновения, данные требования относятся к указанным объектам на всей территории РФ (даже если не было ни одного «прилета»).

3. По мнению военных аналитиков и специалистов в области РЭБ после окончания СВО угроза применения БПЛА в террористических целях никуда не денется, так как со СВО вернется большое количество военных специалистов-операторов БПЛА (как со стороны РФ, так и со стороны Украины) получивших прекрасную боевую подготовку и опыт применения БПЛА для нанесения ударов по военным объектам. Сценариев может быть множество: месть за Украину, закончились деньги, завербовали, наняли и т.д.

Ярким примером является мнение наших коллег из ФСИН которые уже сейчас активно готовятся к возвращению с фронта своих бывших «подопечных» получивших опыт применения БПЛА и многие из которых, с высокой степенью вероятности, могут использовать дроны в противоправных целях – например для доставки различных грузов (телефонов, наркотиков и т.д.) на территории исправительных учреждений.

И еще один пример в подтверждение необходимости защищаться от БПЛА: в начале 2025 года на крупного фермера одного из забайкальских регионов было совершено покушение. От полученных ранений бизнесмен скончался на месте. Орудием убийства стал FPV-дрон со взрывчаткой. Совершенно очевидно, что дроном управлял опытный оператор БПЛА, имеющий боевой опыт. В будущем силовики рассматривают вариант постановки на специальный учёт всех бывших военных, кто обладает навыками управления БПЛА. Это как говорится первые ласточки.

4. После окончания СВО и снятия запретов и ограничений на полеты во многих регионах РФ - нас ждет «бум» развития сферы беспилотной авиации, которая будет использоваться во многих отраслях, например таких как:

  • сельское хозяйство;
  • доставка грузов и медикаментов;
  • киноиндустрия;
  • строительство;
  • мониторинг электросетей и трубопроводов и т.д.

Именно поэтому количество используемых дронов возрастет кратно, что в конечном итоге приведет к увеличению количества инцидентов связанных с БПЛА (например - непредумышленное вторжение дрона в воздушное пространство режимных объектов или падение на территории охраняемого предприятия из-за потери управления и т.д.).

5. Ну и еще одно прямое доказательство актуальности установки систем защиты от БПЛА - с 1-го января 2025 года представители Росгвардии начали выписывать предписания администрациям важных государственных объектов (далее – ВГО), не защитившим воздушное пространство средствами РЭБ.

2. Так как «гражданские» комплексы РЭБ не могут защитить наш объект от БПЛА самолетного типа, то мы просто закупим "для галочки" антидроновые ружья и портативные дрон-детекторы или договоримся с ближайшим «Панцирем» о защите объекта

Принимая решения об организации защиты объекта от беспилотников нужно принять во внимание следующее:

1. См. требования законодательства – например Постановление Правительства РФ от 1 марта 2024 №258 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов». Мы это уже обсуждали ранее. Установка средств РЭБ – это обязанность руководства ВГО, режимных объектов, предприятий промышленности (и не только).

Специалисты по системам противодействия БПЛА нашей компании считают, что в перспективе появятся четкие законодательные требования к сертификации, техническим характеристикам, к типам и количеству средств защиты от БПЛА применительно к разным категориям опасности объектов и ведомственной принадлежности.

2. БПЛА самолетного типа летящие к цели по полетному заданию в режиме «радиомолчания» очень часто на финальном этапе полета для ориентирования и определения своих координат включают навигационные приемники и используют данные глобальных навигационных спутниковых систем (далее – ГНСС), либо переходят на режим ручного управления (управление БПЛА перехватывает оператор-диверсант, находящийся на удалении нескольких километров от объекта и наводит БПЛА на цель в визуальном режиме – часто для этого используют светодиодную ленту приклеенную на БПЛА (которую включают удаленно на финальном этапе полета) для его обнаружения и идентификации в ночное время и устанавливают камеры с GSM-модемами для наблюдения за объектом и наведением на цель.

Об этом свидетельствует большое количество видеозаписей атак БПЛА на критически важные объекты на которых видно, как БПЛА самолетного типа делает несколько кругов вокруг цели и только потом атакует (в этот момент происходит прицеливание оператором-диверсантом в ручном режиме управления).

Рекомендация:  после получения извещения от оперативного штаба или ЕДДС (если таковые имеются) сигнала воздушной тревоги - необходимо отправлять на патрулирование прилегающей территории, дорог (в радиусе нескольких км.) группы быстрого реагирования которым следует уделять особое внимание остановившимся на обочине автомобилям.

Как только у БПЛА появляются каналы управления и связи с ГНСС в этот момент он становится уязвимым для средств РЭБ, что зачастую позволяет изменить (отклонить) траекторию его движения и заставить промахнуться (даже при использовании инерциальных систем навигации без информации от ГНСС в процессе полета будут накапливаться ошибки и отклонение от курса).

3. Близлежащий «Панцирь» не защитит объект от небольшого коммерческого дрона взлетевшего в непосредственной близости от объекта (из под забора) например для разведывательных целей: во первых для «Панциря» это будет сложная для обнаружения цель (малая ЭПР, возможность зависания и полет на малой высоте), а во вторых никто не будет брать на себя ответственность за уничтожение дрона над густонаселенным городом со всеми вытекающими последствиями. Поэтому как говорится – «Спасение утопающих - дело рук самих утопающих».

3. Попытка защитить городские и промышленные объекты «окопным РЭБом» или решениями «из коробки»

1. «Окопный РЭБ» это средства обнаружения и подавления БПЛА в мобильном исполнении которые специально изготовлены для использования в сложных боевых условиях, для них характерны меньшие, по сравнению со стационарными комплексами размеры, вес и мощности подавления, а также возможность размещения на боевой технике с электропитанием от бортовой сети («танковый РЭБ»).

Такие комплексы хорошо зарекомендовали себя на СВО, спасали и еще будут спасать жизни наших бойцов, но для защиты крупных гражданских объектов необходимо использовать комплексные стационарные технические решения (например, радиочастотные комплексы «SkyHunter» или «Стриж-3»). Доказательством этому является тот факт, что практически у каждого серьезного российского производителя средств РЭБ в линейке оборудования присутствует разделение на стационарный и окопный РЭБ (например ООО «Водопад»).

2. «Решения из коробки» - каждый объект глубоко индивидуален, одинаковых практически не существует.

Объекты могут отличаться:

  • радиоэлектронной обстановкой;
  • площадями;
  • местонахождением (город или лесной массив);
  • наличием высотных объектов на территории;
  • близлежащей (соседней) критической инфраструктурой;
  • близостью к объектам Росавиации, Роскосмоса, телевизионным вышкам и т.д. (аэродромы, вертолетные площадки, контрольные точки).

И именно поэтому для каждого конкретного объекта необходимо подбирать уникальное комплексное техническое решение, не привязываясь только к одному производителю или комплексу РЭБ и делать это на основании данных, полученных после проведения комплексного обследования и выработки тактики защиты объекта. Другими словами - «Не надо натягивать сову на глобус».

Стоит с особым вниманием относиться к компаниям, которые не проводят такие обследования объекта или не берут за них деньги. Зачастую перед ними стоит задача продать Заказчику свое оборудование без учета особенностей объекта.

Выводы

Исходя из динамики изменений требований законодательства РФ в части касающейся защиты объектов от БПЛА, а также практического опыта по внедрению таких систем можно сказать следующее:

  1. Оснащение критически важных объектов специальными техническими средствами противодействия БПЛА и инженерной защитой на данный момент является обязанностью должностных лиц, отвечающих за безопасность таких объектов. Несоблюдение данных требований может повлечь за собой административную, а в некоторых случаях и уголовную ответственность.

  2. В связи с изменившейся моделью угроз, система защиты от БПЛА становится необходимой и обязательной составной частью комплексной системы безопасности объектов, включающей в себя «традиционные» системы безопасности, такие как: видеонаблюдение, периметральные системы охраны, СКуД и т.д.